Как планировать мультимедийную историю
КОНЦЕПЦИЯ МАЭСТРО
Как вы думаете, зачем дирижер оркестру? На первый взгляд, он просто стоит, машет палочкой и эмоционально показывает рукой, какой флейте в какой момент вступать. Складывается впечатление, что основную работу делают музыканты, а дирижер так только, «руководит». Но кто хотя бы раз пробовал убрать дирижера с его места, те знают, что без него начинается разнобой и потеря ритма, потеря синхронизации коллектива.

Образ дирижера использовал в начале 90-х годов Бак Райан, профессор Университета Кентукки, США. Он наблюдал за работой редакций СМИ и видел, как несогласованность действий команд, создающих контент для газет и журналов, приводит к ухудшению качества публикаций. Бак Райан разработал Маэстро-подход к созданию контент-проектов, тогда еще не мультимедийных.
КОНЦЕПЦИЯ МАЭСТРО
Маэстро-подход позволяет разным участникам процесса сконцентрироваться на смысле и форме публикации, распределять задачи, помнить о разных аспектах и ракурсах раскрытия темы. После 2009 года, когда Бак Райан и Оксана Силантьева начали плодотворно работать вместе, Концепция Маэстро получила развитие и дополнения, связанные с цифровыми медиа. В схему работы Маэстро были добавлены этапы выбора мультимедийных форматов, кроссмедийное планирование и создание мультимедийной раскадровки.
Сегодня Маэстро-подход используется авторами, редакторами, контент-менеджерами, продюсерами, даже если они не работают в средствах массовой информации. Ведь сайты, лонгриды, публикации в соцсетях сегодня создают не только профессиональные журналисты.

Нужно понимать, что создание мультимедийной истории — это проектная работа. Проект отличается тем, что у него есть очень четко сформулированный результат, которого мы хотим достичь, и у него есть конечная точка, то есть мы знаем, когда проект закончится. Создавая проект, важно уделить время и внимание планированию. Это относится как к плану, эскизу самой публикации, так и формулирование шагов для достижения результата.
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА
Чаще всего над мультимедийными проектами работают несколько человек, например, редактор, журналист, автор, возможно, фотограф или иллюстратор, дизайнер, возможно, программист или верстальщик, который помогает превратить задумку и содержание, упаковать его и превратить это в интерактивную публикацию. Для такой команды необходим дирижер — Маэстро.

Однако, современные технологии позволяют многие перечисленные роли совмещать. И есть примеры мультимедийных публикаций, созданных командами в 2-3 человека. Существуют авторы, которые настолько владеют мультимедийными форматами и сервисами для их создания, что могут написать/снять/сверстать мультимедийную историю самостоятельно, в одиночку.

Когда мы видим, что мультимедийный проект сделан одним человеком, это значит, что в каждый момент времени он играл разные роли. Продюсера, который формулировал идею и концепцию материала, журналиста, который собирал данные и факты, связанные с историей, интервьюера, который разговаривал с героями, очевидцами и экспертами. Если проект сделан одним автором, роль Маэстро автор играет сам для себя, дирижируя своими ролями, выстраивая и синхронизируя их работу.

Маэстро-сессия представляет собой короткую встречу (15-20 минут), на которой команда по определенному алгоритму отвечает на вопросы и создаёт эскиз публикации до того, как начнется работа по сбору материала. Бак Райан разработал порядок вопросов, которые позволяют команде, работающей над материалом, сконцентрироваться на результате. Сессия состоит из трех этапов, проводимых последовательно. Связующей идеей является подход «думай, как читатель».
Как это работает
1
Этап 1. Обсуждение
с позиции читателя
Участники сессии обсуждают и записывают связанные с темой вопросы, которые в первую очередь могут прийти в голову читателей. Ответы на эти вопросы должны быть максимально заметны на макете. Затем задается вопрос: «Что является самым важным в истории?». В конце этапа задается вопрос: «Как читатели смогут дать обратную связь по теме материала?»
2
Этап 2. Визуализация истории
На втором этапе участники сессии макетируют историю, планируя визуальные элементы, которые быстро привлекут внимание читателя и дадут ответы на ключевые вопросы. Помимо фотографий, такими элементами могут стать врезки, графики, списки, карты и другие формы инфографики.
3
Этап 3. Комбинирование элементов
На третьем этапе команда размещает элементы истории, встраивая их в общий дизайн издания. Результатом этого этапа является план целого материала, на котором указано, какие элементы на какие предполагаемые вопросы читателей отвечают.

Разберем эти три этапа подробнее
На первом этапе мы определяем, о чем будет наш материал, о чём история, которую мы будем рассказывать. Пробуем сформулировать идею коротко, буквально в одном-двух предложениях.

Наша задача — максимально сфокусировать, максимально конкретно и чётко объяснить будущим читателям, о чем будет история
В кино и на телевидении существует практика питчинга.
Это короткая сессия представления идеи будущего фильма, сериала или программы. Автор и продюсер должен в своём концентрированном выступлении сформулировать, о чем будет новое кино, о чем будет новый сериал, в чем будет основная суть, основной сюжет истории.
Эту практику мы применяем и в Маэстро-сессии. То есть нельзя просто сказать, что «наш мультимедийный проект будет о домашнем насилии». Эта формулировка слишком широка.Чтобы её раскрыть, понадобится создать огромную библиотеку разнообразных материалов. Нужно определить, собственно, о чём мы будем говорить в конкретной публикации.
Практикум
Например, наша история будет о том, как родные семьи отказываются от дочерей, сбежавших от мужей-насильников. Такая фокусировка достаточна для того, чтобы материал получился сконцентрированным, посвящённым конкретной теме.


На первый взгляд кажется, что выполнение этого этапа просто. Однако практика показывает, что авторам трудно найти нужные слова. Слишком общее описание практически всегда значит, что проект разрастётся. Это в дальнейшем приводит к тому, что пользователь не дочитывает мультимедийную историю до конца. Объем материала должен быть соразмерен истории и времени, которое пользователь готов выделить на чтение.


Дальше мы формулируем ракурс темы. Ракурс лучше всего записывать в виде вопроса, на который будет отвечать весь материал. Для одной и той же темы могут быть сформулированы разные ракурсы. Например, наша история о том, как родные семьи отказываются от дочерей, сбежавших от мужей-насильников, может быть показана с таких ракурсов:
— Как справляются с испытаниями женщины, от которых отказались родные
семьи?
— Где можно найти помощь и поддержку, если семья не готова помогать?
— Как живёт семья, отказавшаяся от родной дочери?


Другая тема «потянет за собой» другие ракурсы. Например, тема «Традиция кражи невест на принуждение к вступлению в брак» может иметь несколько ракурсов:
— Почему традиция так живуча, кто и как поддерживает её?
— Что и как нужно сделать, чтобы эта традиция ушла в прошлое? Что из этого делается сейчас?
— Как в других странах, где существует подобные традиции, искореняют их?
— Как изменилась ситуация с кражей невест за последние 10 лет?


Каждый ракурс — это отдельный материал. Ракурс служит «красной нитью», «скелетом истории». Благодаря чётко сформулированному ракурсу команда всегда может понять, какие цитаты, комментарии, данные, визуальные материалы подходят для проекта, а какие «размывают» его.


В мультимедийном проекте очень опасно «собрать в один текст всё, что мы знаем по теме». Такая публикация становится неповоротливой, огромной, тяжелой для восприятия.
АУДИТОРИЯ ПРОЕКТА
Следующий шаг — определение аудитории, для которой мы создаём проект. Даже если вы готовите мультимедийную историю в рамках регулярного СМИ, вам важно сформулировать, кому вы будете её рассказывать. И ответ «читателям нашего издания» не подходит.
Выбор сегмента аудитории влияет на язык, на стиль изложения, на форматы, в которых мы представим фрагменты проекта.
«Кому рассказываем» серьёзно диктует структуру публикации.
Если вы свою историю ориентируете на сотрудников правоохранительных органов, это будет один стиль, одна логика изложения. Если вы хотите затронуть сердца родителей дочерей — тот же самый ракурс темы вы представите другими средствами. Если ваш материал нацелен на людей с активной социальной позицией, в материале будет больше компонента «use/полезность», чем в случае, когда вы видите своей аудиторией людей более равнодушных — там вы добавите эмоций, человеческих историй и прямой речи героинь.

Аудиторию мультимедийного проекта необходимо описывать не так, как это обычно делают социологи. В социологических опросах важны пол, возраст, социальноеположение, доход, образование человека.
Когда мы определяем целевую аудиторию журналистского материала, мы больше внимания уделяем тому, как наш будущий читатель связан с темой публикации. Нам неважно, 40 или 55 лет мужчине, которому мы хотим адресовать наш материал. Нам неважно, сколько он зарабатывает. Нам важно, что это — отец девочки, которая может попасть в подобную ситуацию.

Так мы и опишем целевую аудиторию: «отцы девочек, живущие не в Бишкеке» (мы знаем, что есть разница между теми, кто живет в столице и теми, кто живёт в областях). Или будем ориентироваться при создании истории на «школьных учителей, так как они имеют возможность рассказать о правах девочек и женщин и методах их защиты до того, как трагедия случится». Одна и та же тема, один и тот же ракурс для разных аудиторий будет рассказан по-разному.

Следующий этап в Маэстро-планировании — это попытка «подумать так, как думает целевая аудитория». Попробуйте представить себя школьной учительницей. Или отцом девочки. Или милиционером (если вы пишете материал для него). Посмотрите на тему, на ракурс темы. Сформулируйте три самых очевидных вопроса, которые возникают в голове у вашего целевого читателя в контексте выбранной темы.

Чтобы на этом этапе всё прошло продуктивно, нужно практиковать и всячески наращивать свое знание, свое понимание тех людей, для кого вы создаёте свои материалы. Слишком часто журналисты пишут с позиции своего интереса, своего взгляда на проблему.

Однако, если мы хотим добиться отклика аудитории, мы должны рассказывать то, что важно и интересно им, а не нам, как авторам.
На очных тренингах именно эта часть задачи даётся труднее всего. Часто я слышу «Как же больно думать за другого человека». Это действительно так, потому что авторы чаще всего привыкли рассказывать историю, исходя из своих собственных желаний, впечатлений, эмоций или знаний, которыми они хотят поделиться. Но для того, чтобы проект был успешен и ресурсы были вложены эффективно, важно примерять на себя позицию своего читателя, зрителя или пользователя. Закрыли глаза, вжились в образ своего читателя, сформулировали три самых важных вопроса, которые его/её волнуют.

Затем мы пишем список экспертов, кто мог бы прокомментировать нам вопросы «Почему это случилось?» и «К чему это приведёт?». Любая тема, над которой мы работаем, не существует в вакууме, у каждой из них есть причины и следствия. Важно показывать контекст, связанность проблемы с другими.

Если проект посвящен какому-то событию, полезно бывает нарисовать таймлайн — ленту времени, где различные этапы события выстроены хронологически. Важно, чтобы этот таймлайн существовал не в голове у редактора, а был представлен на столе или стене в редакции. Наглядность представления той информации, которая есть у команды, важна для понимания и проектирования мультимедийной истории.

На следующем шаге мы работаем с матрицей «news-views-use».

NEWS.
В ЧЁМ НОВИЗНА ТЕМЫ, ПОЧЕМУ МЫ ГОВОРИМ ОБ ЭТОМ ИМЕННО СЕЙЧАС?
Это еще один из вопросов, который журналисты предпочитают пропускать или отвечать на него шаблонно. Внимание современного читателя расфокусировано, в интернете — переизбыток информации, огромное количество историй. Если вы не поймёте, почему именно сейчас создаваемый вами проект должен привлечь внимание читателя, вы не получите максимально возможное количество трафика и перепостов. Думайте, что сделает ваш проект актуальным и заметным для вашей целевой аудитории.
VIEWS.
МНЕНИЯ
Кто будет спикерами, экспертами в вашем материале? У кого вы будете брать интервью? Помните на этом этапе, что интернет даёт вам возможность проводить дистанционные интервью. Не замыкайтесь в том круге, который доступен вам в вашем городе. Чьи истории вы представите? Кого будете искать в качестве героев материала? Записывайте в список, распределяйте задачи между членами команды.
USE.
ПОЛЕЗНОЕ
Куда звонить, куда писать, как формулировать запрос, где есть люди, которые помогут, поддержат и посодействуют в решении вопросов. Наглядные пошаговые алгоритмы, которые подскажут, как действовать в той или иной ситуации. Списки документов. Выдержки из законодательных актов, которые помогут в общении с правоохранительными органами. Всё, что полезно человеку, столкнувшемуся с похожей проблемой.
ВЫБОР ФОРМАТОВ
Следующий шаг — выбор мультимедийных форматов, которые помогут вам рассказать историю. Если есть документальное видео, используем его. Если есть цифровые данные — создаём инфографику. Если важно показать, на какой территории происходила ситуация — делаем интерактивную карту. Если есть человеческие истории, но мы не можем показать лиц героинь — фотографируем со спины или заказываем иллюстрации художнику.

Мультимедийные форматы планируются после того, как вы определились со смысловым наполнением своего проекта. Форма идёт после содержания. Сначала вы формулируете, какую историю и кому рассказываете, затем продумываете элементы мультимедийного проекта, затем подбираете те форматы, которые позволят рассказать историю максимально наглядно, доступно и понятно.

В результате этой работы перед вами — план, эскиз мультимедийного проекта. Распределите, кто из команды какой блок работы возьмет на себя. Договоритесь о дедлайнах. После того, как по созданному плану собран материал, встречайтесь снова все вместе. Корректируйте эскиз в зависимости от того, какие данные, интервью, факты удалось добыть, а какие — нет.

Так как мультимедийные материалы мы смотрим на мониторах, они должны быть больше похожи на кино и телевидение, чем на газетную публикацию. Мультимедийный проект — это больше визуальное искусство, чем искусство написания текста.

ПЕРВЫЙ ЭКРАН
Продумайте «первый экран» вашей истории. По подсчетам, пользователь принимает решение, читать дальше материал или не читать, приблизительно за 3 секунды. Это значит, что самый первый экран вашей истории определяет, будет читатель листать ваш проект дальше или закроет вкладку браузера.

Первый экран должен вызывать эмоции. Необязательно негативные. Вы можете удивить цифрой. Вызвать возмущение коротким фактом. Зацепить внимание яркой фотографией. У вас есть 3 секунды, чтобы остановить пользователя в его сёрфинге по интернету и рассказать ему/ей вашу историю.

Сравните 3 «первых экрана» разных спецпроектов по теме гендерного насилия. Обсудите с коллегами, какое визуальное решение кажется вам наиболее соответствующим теме.
И здесь как раз очень пригождается понимание вашей целевой аудитории, которое мы тренировали в процессе планирования материала. Что остановит внимание отца девушки? Что привлечёт милиционера? Что задержит взгляд неравнодушной соседки? Пробуйте разные варианты. Если вы остановитесь на первой идее, что придёт в голову, — будьте уверены, в Сети найдется еще десяток материалов, которые начинаются так же. Придумывайте своё, оригинальное, начало публикации. Оно во многом определит, получите ли вы то внимание читателей, на которое вы рассчитываете.

Этот процесс работы над мультимедийной историей не похож на то, как обычно работают интернет-авторы. Слишком часто для мультимедийного проекта просто берется готовый текст (даже уже опубликованный), а затем «разукрашивается» фотографиями, подзаголовками, графиками, видеофрагментами.

Подсознательно авторы понимают, что большую «простыню» текста интернет- пользователь читать вряд ли будет. Но иллюстрации «для красоты» и инфографика «потому что модно», не помогают удержать внимание читателя. Каждый элемент мультимедийной истории должен помогать раскрывать тему материала, отвечать на вопрос, который мы сформулировали, как «ракурс темы».
Основная цель команд, которые работают по принципу Маэстро, — это удержать внимание читателя, вовлечь его в размышления,
в обсуждение, показать событие, тему или героя с разных сторон. По сути, Концепция Маэстро является дизайнерским подходом
к планированию журналистских историй.
Концепция Маэстро — это проектирование журналистских материалов. В этом смысле метод находится в оппозиции к конвейерному производству информации. Далеко не каждую новость, естественно, необходимо проводить через Маэстро-сессию. Есть новости короткой строкой, есть информационные сообщения, которые не требуют такого разностороннего показа.
Но если мы говорим о мультимедийном проекте, теме номера, серии значимых публикаций, Концепция Маэстро очень хорошо помогает выстроить и сам материал, и командную работу по его созданию.

Пробуйте создавать свои мультимедийные истории.
Чем больше вы экспериментируете, чем больше разнообразных публикаций создаёте, тем больше интересных, полезных и востребованных материалов получит ваша аудитория/

Автор онлайн-курса — ©Оксана Силантьева
Проект Общественного фонда «Открытая линия»

Перепечатка, копирование материалов курса без письменного разрешения
ОФ «Открытая линия» запрещены

openline.kg/new